Чему обучают ребёнка в детском саду
Введение
Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Полноценное образование дошкольников можно получить, прежде всего, в детском саду, где проводится всесторонняя творческая работа по детскому развитию. По мере того как возрастает запрос на дошкольное образование, становятся актуальными вопросы его организации. На первый план выдвигается образовательная политика. В этой сфере важно расставить приоритеты.
Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника.
Новая модель предполагает составление рабочих программ педагогов по каждой возрастной группе с учетом их развития.
Структура и содержание рабочей программы должны учитывать принцип интеграции образовательных областей, практико-ориентированное взаимодействие всех участников процесса и мотивации ребенка.
Итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы должны раскрывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы в каждой возрастной группе, до подготовительной.
Пояснительная записка
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, третье тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией: образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет высокие требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Подготовка дошкольника к обучению в школе уже немыслима без специальных занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Данная программа разработана на основе программы Л. Е. Журовой «Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет»
Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника.
Основная идея работы – обеспечение познавательного, физического, эмоционального и социального развития детей, способствующих их общему развитию.
Цель программы – обучение детей слитному чтению через освоение приемов звукового анализа, формирования представлений о способах словоизменения, слогового чтения в тесной взаимосвязи с полным освоением всех сторон речи, познавательных способностей, нравственно- волевых и эстетических качеств ребенка.
Задачи программы:
1.Развитие потребности активно мыслить.
2.Создание условий не только для получения знаний, умений и навыков, но и для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления).
3.Формирование первоначальных лингвистических представлений о слове, звуке, предложении.
4.Обеспечение возможности непрерывного обучения в условиях образовательной организации.
5.Развитие логических форм мышления.
6.Формирование предпосылок учебной деятельности.
7.Формирование инициативности, самостоятельности.
8.Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы, организационных форм ее усвоения.
9.Развитие умения применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.).
10.Формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование).
11.Формирование простейших графических умений и навыков, развитие мелкой моторики с целью подготовки руки ребенка к письму.
12.Обеспечение повышения компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития ребенка.
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. Сухомлинский.
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.
В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат – формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и детей. Обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 3 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО и ФОП ДО.
«Цветные ладошки» Лыковой И.А. в Программе раскрыты научная концепция и педагогическая модель художественного образования, нацеленные на формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру; описаны психолого-педагогические условия самостоятельная художественная деятельность рассматривается с позиций педагогической ценности как интегрированный показатель, а "картина мира" - как интегрированный результат формирования эстетического отношения к миру. Предложена система календарно тематического планирования, содержания изобразительной деятельности во всех возрастных группах ДОУ.
Принципы и подходы к формированию программы:
- доступность: учет индивидуальных особенностей каждого ребенка,
- соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей;
- систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к сложному, повторение усвоенных знаний, правил и норм;
- занимательность: предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым.
Направленность дополнительной образовательной программы. Курс занятий по программе художественного воспитания, обучения и развития детей
«Волшебная палитра» представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности, содержит интегрированную систему занятий по изобразительной деятельности. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и отражения мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Искусство воспитания имеет
особенность, что почти всем оно кажется
делом знакомым и понятным, а иным – даже
легким, и тем понятнее и легче кажется оно
чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
К.Д.Ушинский
Наряду с общей физической развитостью к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти - при обучении письму и математике, на уроках рисования и трудового обучения.
Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют большое значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учится писать, писать он будет медленнее других, и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение и к письму и к учебным действиям вообще.
Наблюдая за детьми в младших группах детского сада, я заметила, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук.
Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю различные виды ручного труда. Именно поэтому я организовала кружок ручного труда «Юные волшебники».
Программа рассчитана на детей 4-6 лет, 1 час в неделю.
Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей;
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта воспитывающихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Принципы деятельности:
- Принципы сотворчества педагога с ребенком, доброжелательного отношения в процессе работы;
- Принцип природособранности;
- Принцип наглядности;
- Принцип культурособранности.